Юридические аспекты сетевого маркетинга

10.11.2014

Рынок сетевого маркетинга или по-другому МЛМ –  очень перспективное пространство для построения и поддержания своего бизнеса. Для начала разберемся, что же это такое и рассмотрим некоторые юридические аспекты МЛМ.

Сетевой маркетинг (англ. multilevel marketing, MLM) – это концепция реализации товаров, основанная на создании сети независимых дистрибьюторов. Причем каждая фирма помимо сбыта продукции обладает правом на привлечение партнеров имеющих аналогичные права.

Распространенная схема: компания, популяризирующая свою продукцию при помощи сетевого маркетинга заключает с агентами дистрибьюторское соглашение, согласно которому такой агент получает возможность приобретать продукцию фирмы по льготной цене с целью перепродажи. А в случае привлечения новых партнеров агенту полагается вознаграждение в виде процента от продаж.

Но правомерен ли такой способ ведения бизнеса? В некоторых странах существует даже законодательное регулирование деятельности МЛМ. Что касается Российской Федерации, в нашей стране нормативное регулирование сетевого маркетинга в настоящее время отсутствует, учитывая дозволительную направленность гражданско-правового регулирования и принципа свободы договора, не является юридическим препятствием для осуществления деятельности МЛМ-компаний.

Стоит подчеркнуть, большая часть нарушений закона происходит по вине дистрибьюторов, а не самих МЛМ-компаний. Работа агентов направлена на систематическое получение прибыли от реализации товаров или услуг, из-за этого такая деятельность попадает под понятие предпринимательской. Но большинство дистрибьюторов не имеют необходимого статуса индивидуального предпринимателя для осуществления такого вида деятельности.

В основном, продажа товара не заверяется документально, из-за этого с полученных от такой реализации доходов в нарушение Налогового кодекса Российской Федерации не платится налог на доходы физических лиц.

Часто сетевой маркетинг это просто прикрытие для недобросовестных учредителей подобных фирм. Нечестные основатели сети обогащаются благодаря членским  взносам новых агентов, введенных в заблуждение на счет настоящих целей и задач такого бизнеса. Это является своеобразной финансовой пирамидой (обеспечение дохода за счёт постоянного привлечения денежных средств). На сегодняшний день судами РФ вынесено множество обвинительных приговоров в отношении недобросовестных МЛМ — компаний ст.159 УК РФ (мошенничество) и 210 УК РФ (организация преступного сообщества или участие в нем).