Как правильно направить претензию

13.11.2014

Каждый законопослушный гражданин довольно часто стакивается с необходимостью предъявить претензию к нарушителю своих прав. Иногда, сделав это, мы надеемся на мирное решение возникшего спора. В некоторых случаях именно предъявление претензии является необходимым условием для обращения в судебное учреждение. К примеру, законом установлен претензионный порядок по спору из договора о перевозке, а также о расторжении или изменении условий договора. Обязательность направления претензии в случае возникновения спорной ситуации может быть предусмотрена не только законом, но и договором, из которого возник спор. В большинстве случаев предъявление претензии законом или договором не требуется, но необходимо по тактическим соображениям, например для получения признания долга, доказывания добровольного неисполнения требований истца и т.п.

Идеально составленная претензия станет полезна лишь тогда, когда ее правильным образом направят другой стороне. Составить письменное требование юридически грамотно не всегда просто, нужно учитывать некоторые моменты. В случае устной претензии в телефонном или личном разговоре у вас не будет убедительных доказательств того, что до обращения в суд вы предъявляли какие-либо требования к ответчику.

Лучший способ направить претензию – вручить лично в руки под роспись другой стороны спора. Имейте в виду, такой способ более удобен при предъявлении претензии к организации, гражданин-ответчик достаточно легко может уклониться от личного получения претензии.

При получении письменного требования уполномоченный работник организации, к которой вы предъявляете свою претензию, обязан проставить на двух экземплярах отметку о принятии, указав дату, свою должность и подпись с расшифровкой. В крупных организациях имеются штампы для проставления входящего номера.

Если же сторона-ответчик всячески уклоняется от вручения претензии под роспись, следует воспользоваться почтой. В случае отправления письма с претензией через обычный почтовый ящик у вас, как и в случае с устной претензией, не будет доказательств отправки. Самый надежный вариант – отправка заказным письмом. У вас на руках останется копия претензии, почтовая квитанция о доставке письма адресату и экземпляр описи вложения. После того как сторона (адресат) примет письмо, вы получите подтверждающее уведомление.