Дума правит кодексы по просьбе КС

04.03.2015

На рассмотрении в Госдуме находятся два интересных проекта. Первый направлен на урегулирование прав граждан, которые стали потерпевшими от преступных действий, а второй регулирует права полицейских. Инициатором указанных проектов стал Конституционный суд.

Основание для внесения проектов

Как правило, правка нормативных актов по инициативе КС России связана с рассмотрением жалоб граждан, которые не согласны с решениями судов общей юрисдикции, которые рассматривали спор. Вместе с вынесенным решением, суд может обязать обладателя законодательной инициативы подготовить и внести на рассмотрение Госдумы законопроект, который направлен на урегулирование определенной сферы правоотношений или устранить коллизию, которую обнаружил суд.

Указанные проекты подготовило правительство, и они уже прошли первое чтение в высшем законодательном органе страны.

Подробнее о законопроектах

Первый документ предусматривает внесение поправок в Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Суть его состоит в том, что с момента принятия закона, все потерпевшие будут информироваться о месте и дате условно-досрочного освобождения лиц, которые совершили в отношении них преступление. Основанием для разработки проекта закона стало постановление КС, которое было связано с рассмотрением дела об УДО одного из заключенных. Суд выдвинул обязательное условие для рассмотрения дела – уведомление о дате и месте потерпевшего. Поэтому суд и решил воспользоваться своим правом и внести предложение по изменению положений Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Так, проект закона предусматривает увеличение данных, которые должен получать потерпевший. Этот перечень содержится в 42 статье УПК. Вместе с тем расширяется круг обязанностей потерпевших, которые обязаны будут сообщать суду свои контакты – адрес, почту, телефон, по которым суд будет сообщать им о месте и дате рассмотрения ходатайства об УДО. Также предусмотрен и порядок отказа о получении сведений о преступнике.

Второй законопроект предусматривает запрет на увольнение полицейских, в отношении которых было возбуждено уголовное дело. Существует много случаев, когда дела прекращались, а полицейский уже был уволен из органов.

По предложению КС России был разработан проект, в соответствии с которым запрещено увольнять полицейских со службы, если дело в отношении них прекращено по примирению сторон или в связи с декриминализацией.